УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
ООО “ВШФСО “ОРТОС”
Бир М.С
____________________
«01» июня 2024 г.
Дополнительная профессиональная программа
повышения квалификации
«Междисциплинарная диагностика патологии прикуса ортодонтическими и остеопатическими методами»
г. Москва
2024
СОДЕРЖАНИЕ
1.Общие положения ……………………………………………………………………………3
1.1.Нормативные правовые основания разработки программы ……………3
1.2.Цель и планируемые результаты обучения ………… ………………………….5
1.3.Требования к квалификации……………………………………………………………6
1.4.Срок обучения ……………………………………………………………………………….6
1.5.Форма обучения ……………………………………………………………………………..6
2.Структура и содержание программы ………………………………………………….6
2.1.Учебный план …………………………………………………………………………………8
2.2.Календарный учебный график ………………………………………………………..10
2.3.Рабочие программы учебных предметов ………………………………………….10
3.Организационно-педагогические условия реализации программы ………12
3.1.Требования к квалификации педагогических кадров ………………………..12
3.2.Требования к материально-техническим условиям …………………………..13
3.3.Требования к информационным и учебно-методическим условиям …..13
4.Оценка результатов освоения программы…………………………………………….14
5. Информационное обеспечение программы …………………………………………15
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. НОРМАТИВНО – ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
3. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля
2013 г. № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным профессиональным программам»;
5. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 г. № 707н «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки».
6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»;
7. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению»;
8. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04.05.2012 № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи».
9. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2011 N 1496н “Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях”
10. Приказ Минздрава России от 11 марта 2013 г. N 121н Об утверждении требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медикосанитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
11. КЛИНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (ПРОТОКОЛЫ ОРТОДОНТИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ) Утверждены Приказом Министерства здраоохранения Российской Федерации
от 30 декабря 2003 года № 620
12. КЛИНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (СОМАТИЧЕСКАЯ ДИСФУНКЦИЯ)
Утверждены правлением Общероссийской общественная организация содействия развитию остеопатии «Российская остеопатическая ассоциация» (протокол от 18.01.2023
№1/23)
13. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 19 января 2018 г. N 21н “Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю “остеопатия”.
1.2. ЦЕЛЬ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ – совершенствование имеющихся и приобретение новых компетенций для повышения профессионального уровня врачей-стоматологов-ортодонтов, ортопедов, стоматологов общего профиля, врачей остеопатов .
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Результаты обучения по Программе направлены на совершенствование компетенций, усвоенных в рамках полученного ранее высшего профессионального образования, и в приобретении компетенций, необходимых для выполнения профессиональной деятельности
по специальностям: ортодонтия, стоматология общей практики, стоматология ортопедическая, остеопатия.
Характеристика профессиональных компетенций, подлежащих
совершенствованию в результате освоения Программы.
У обучающегося совершенствуются следующие профессиональные компетенции (далее − ПК)
• способность и готовность к постановке диагноза на основании диагностического исследования в области стоматологии и остеопатии (ПК1)
• способность и готовность назначать стоматологическим больным адекватное лечение в соответствии с поставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии (ПК2)
Характеристика новых профессиональных компетенций, приобретаемых в результате освоения Программы.
У обучающегося должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции:
• использование инновационных подходов в лечении в ортодонтии и остеопатии (ПК3)
• способность понимать сущность и значение информации в развитии специалиста в современном информационном обществе (ПК4)
Перечень знаний и умений, обеспечивающих профессиональных компетенций.
В результате освоения Программы слушатель должен:
усовершенствовать следующие необходимые знания:
по функциональной анатомии ВНЧС, систематике наиболее часто встречающихся заболеваний ВНЧС, роли врача-стоматолога и остеопата в профилактике и раннем выявлении синдрома дисфункции ВНЧС,
по дисфункции расположения черепных костей, приводящей к патологии прикуса, принципам диагностики – визуальным, мануальным, на компьютерной томограмме.
приобрести следующие необходимые знания:
по диагностике и мультидисциплинарному ведению пациентов в клинике, по
окклюзионной терапии и необходимому обьему остеопатического лечения.
усовершенствовать следующие знания о дополнительных и специальных методах визуализации и диагностики: рентгенологические (томография, МРТ, конусная лучевая томографияи др.), по функциональному анализу
жевательного аппарата – клиническому, инструментальному.
усовершенствовать следующие необходимые умения: по овладению методикой отбора больных и определения показаний к оказанию высокотехнологичной медицинской помощи.
приобрести следующие необходимые умения: по планированию самостоятельного стоматологического лечения, первичной и вторичной профилактике, реабилитации больных в амбулаторных условиях с применением инновационных методик;
по пользованию компьютерными программами для визуализации
рентгенографических изображений.
Задачи Программы:
развитие у обучающихся личностных качеств и формирование общекультурных компетенций;
формирование у обучающихся основ клинического мышления и комплексного (мультидисциплинарного) подхода при ведении (обследовании, планировании, профилактике, лечении, стоматологической и остеопатической реабилитации) пациентов с аномалиями и заболеваниями зубов, челюстей, полости рта и челюстно-лицевой группы на основе системы знаний гнатологии, постурологии, краниальной остеопатии;
обновление существующих теоретических и освоение новых знаний, методик,
изучение передового практического опыта по вопросам: профилактики, диагностики, лечения зубочелюстных аномалий, адекватной ретенции, окклюзионной коррекции и комплексной стоматологической реабилитации пациентов стоматологической и остеопатической клиники, ведения пациентов с комплексными и/или функциональными нарушениями на фоне соматических заболеваний, формирования у пациентов навыков здорового образа жизни;
– усвоение и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков,
обеспечивающих совершенствование профессиональных компетенций по вопросам диагностики, профилактики, лечения и реабилитации пациентов с зубочелюстными аномалиями, синдромом дисфункции ВНЧС, коморбидными состояниями.
-подготовка врачей-стоматологов-ортодонтов, ортопедов, общего профиля, остеопатов способных оказать функционально обоснованную помощь с учетом клинической ситуации, состояния, соотношений элементов жевательного аппарата и соматического статуса пациента клиники.
1.3. ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ:
Наличие диплома о высшем профессиональном образовании по специальности: врач-стоматолог общего профиля , врач ортодонт, врач стоматолог ортопед, врач остеопат
1.4. СРОК ОБУЧЕНИЯ
Трудоемкость освоения Программы составляет 16 академических часов (1 академический час равен 45 мин).
Срок обучения – 4 недели.
1.5. ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
Форма обучения – дистанционная (исключительно с применением дистанционных технологий).
Режим занятий – 2 часа в день, 2 раза в неделю .
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Структура и содержание программы представлены учебным планом, календарным учебным графиком, рабочими программами по учебным модулям
2.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Вид образования – дополнительное образование.
Подвид – дополнительное профессиональное образование.
Программа – повышение квалификации.
Содержание Программы построено в соответствии с модульным принципом.
Учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и
распределение модулей, устанавливает формы организации учебного процесса и их соотношение, формы контроля знаний и умений обучающихся.
В Программу включены планируемые результаты обучения, в которых
отражаются требования профессиональных стандартов или квалификационных характеристик по соответствующим должностям, профессиям и специальностям.
Программа содержит требования к итоговой аттестации обучающихся, которая осуществляется в форме зачета и выявляет теоретическую и практическую подготовку в соответствии с целями и содержанием программы.
Организационно-педагогические условия реализации Программы включают:
а) тематику учебных занятий и их содержание для совершенствования компетенций;
б) учебно-методическое и информационное обеспечение;
в) материально-техническое обеспечение;
г) кадровое обеспечение.
№ п/п | Наименование модулей | Всего часов | теорети ческие занятия | практи ческие занятия | самостоя тельная работа | Форма контроля |
1 | Модуль 1. Эмбриология костных структур черепа. | 2 | 2 | опрос | ||
2 | Модуль 2. Остеопатические паттерны сфенобазиллярного синхондроза. | 2 | 2 | опрос | ||
3 | Модуль 3. Диагностика дисфункции черепных костей визуальная, мануальная, базовые расчеты КТ | 2 | 2 | опрос | ||
4 | Модуль 4. Самостоятельная работа по расчету прямой цефалометрии. Анализ фото. Отработка мануальных навыков. | 2 | 2 | Выполнение домашнего задания | ||
5 | Модуль 5. Функциональная анатомия и патология ВНЧС. Влияние постуральной системы на состояние ВНЧС. Принципы диагностики. | 2 | 2 | опрос | ||
6 | Модуль 6. Компьютерные технологии в медицинской практике 3д цефалометрия. | 2 | 2 | опрос | ||
7 | Модуль 7. Паттерны черепа на цефалометрии. Схемы коррекции. Техники расчетов и изготовления в цифровом и аналоговом варианте. | 2 | 2 | опрос | ||
8 | Итоговый экзамен | 2 | 2 | тестирование | ||
9 | Итого | 16 | 8 | 6 | 2 |
2.2. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Календарный учебный график определяет количество учебных недель в соответствии с трудоемкостью и сроком освоения программы, а также понедельное распределение учебной нагрузки на обучающегося. Дата начала и окончания обучения устанавливаются по мере комплектации групп в течение всего календарного года.
недели | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | итого | ||||
дни | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |
Количество часов | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 16 |
теория | теория | теория | практика | теория | теория | теория | экзамен |
7. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по теме «Функциональная диагностика патологии прикуса ортодонтическими и остеопатическими методами»
Код | Наименование тем |
1 | Эмбриология костных структур черепа. |
2 | Остеопатические паттерны сфенобазиллярного синхондроза. |
3 | Диагностика дисфункции черепных костей визуальная, мануальная, базовые расчеты КТ |
4 | Самостоятельная работа по расчету прямой цефалометрии. Анализ фото. Отработка мануальных навыков. |
5 | Функциональная анатомия и патология ВНЧС. Влияние постуральной системы на состояние ВНЧС. Принципы диагностики. |
6 | Компьютерные технологии в медицинской практике. 3д цефалометрия. |
7 | Паттерны черепа на цефалометрии. Схемы коррекции. Техники расчетов и изготовления в цифровом и аналоговом варианте. |
Тема 1.
Эмбриологический этап формирования костных структур черепа, положение челюстей в 3д. Влияние возникновения точек напряжения во время эмбрионального развития на формирование черепа и патологии прикуса.
Тема 2.
Остеопатические паттерны в сфенобазиллярном синхондрозе. Корреляция разворота клиновидной и затылочной костей в сфенобазиллярном синхондрозе и патологии прикуса. Визуализация нарушений.
Тема 3.
Диагностика дисфункции черепных костей визуальная, мануальная, базовые расчеты КТ. Признаки асимметрии черепных костей, расположения верхней и нижней челюсти.
Тема 4.
Самостоятельная работа по расчету прямой цефалометрии. Анализ фото. Отработка мануальных навыков.
Тема 5.
Функциональная анатомия и патология ВНЧС. Симптоматика ДВНЧС. Стандарт диагностики без дополнительных методов исследования. Признаки патологии на КТ, МРТ. Постуральная система. Принципы диагностики. Связи со стоматогнатической системой. Алгоритм междисциплинарного взаимодействия – стоматолог- остеопат.
Тема 6.
Компьютерные технологии в медицинской практике. 3д цефалометрия. Расчеты ТРГ по Sassouni Plus с дополнениями, необходимыми для планирования краниальной работы с прикусом. Расстановка точек, особенности работы с КТ. Полноценный расчет и интерпретация данных.
Тема 7.
Паттерны черепа на цефалометрии. Схемы коррекции окклюзионными оверлеями. Техники расчетов и изготовления в цифровом и аналоговом варианте.
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Тематика учебных занятий и их содержание для совершенствования компетенций:
лекционные занятия:
№ | Содержание | Совершенствуемые компетенции | |
1 | Эмбриология костных структур черепа. | ПК-1, ПК-2 | |
2 | Остеопатические паттерны сфенобазиллярного синхондроза. | ПК-1. ПК-2 | |
3 | Диагностика дисфункции черепных костей визуальная, мануальная, базовые расчеты КТ | ПК-1, ПК-3, ПК-4 | |
4 | Функциональная анатомия и патология ВНЧС. Влияние постуральной системы на состояние ВНЧС. Принципы диагностики. | ПК-1, ПК-2 | |
5 | Компьютерные технологии в медицинской практике. 3д цефалометрия. | ПК-3, ПК-4 | |
6 | Паттерны черепа на цефалометрии. Схемы коррекции. Техники расчетов и изготовления в цифровом и аналоговом варианте. | ПК-2, ПК-4 |
Практические занятия:
№ | Содержание | Совершенствуемые компетенции | |
1 | Самостоятельная работа по расчету прямой цефалометрии. Анализ фото. Отработка мануальных навыков. | ПК-2, ПК-4 |
3.2. Требования к квалификации педагогических кадров
Организационно-педагогические условия реализации Программы должны обеспечивать ее реализацию в полном объеме, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям.
Продолжительность учебного часа занятий составляет 1 академический час (45 минут).
Преподаватели должны иметь высшее образование в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
3.3. Требования к материально-техническим условиям
Требования к оснащению: оборудованное рабочее место преподавателя с компьютером и выходом в сеть Интернет.
Материально-техническое оснащение :
1. стол – 1 шт.,
2. стул – 1 шт.,
3. ноутбук со встроенным микрофоном и динамиками и доступом в сеть Интернет – 1 шт.,
4. принтер – 1 шт.,
5. сканер – 1 шт.,
6. web-камера – 1 шт.,
7. операционная система – Windows;
8. браузер – Google Chrome;
9. установленная программа Телеграмм https://t.me
4.ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся (итоговый экзамен) в форме тестирования.
Итоговый экзамен. К итоговой аттестации допускаются слушатели, освоившие учебный план в полном объеме. На прохождение итогового тестирования отводится 90 минут (2 академических часа). Тест считается успешно пройденным при предоставлении более 70% правильных ответов. На прохождение теста отводится три попытки.
Задания, выявляющие практическую подготовку обучающегося
1. Начертить постуральные плоскости черепа на прямой цефалометрии
2. Нарисовать схему окклюзионной коррекции крена верхней челюсти
3. Обосновать выбор метода визуализации при диагностике дисфункции височно-нижнечелюстного сустава.
Примеры тестовых заданий:
1.Параметрами переднего смещения являются
А) угол сагиттального суставного пути, угол наклона резцового пути
Б) угол переднего смещения
В) угол протрузивного пути
Г) угол переднего суставного смещения
Д) 1-2
Ответ: А
2.Лицевая дуга или трансфер используются с целью:
А)настройки параметров движений
Б)определения прикуса
В)переноса моделей челюстей в пространстве артикулятора
Г)переноса и монтажа модели верхней челюсти в пространство артикулятора относительно
имитатора суставного механизма
Д)переноса модели нижней челюсти относительно в пространстве артикулятора
Ответ:Г
Назовите из ниже перечисленных наиболее значимый индивидуальный статический
параметр
А) качество оттиска
Б)характеристики прикуса и центрального соотношения челюстей
В)положение окклюзионной плоскости, межсуставное расстояние
Г) величина переднего и бокового смещений нижней челюсти
Д) треугольник Бонвилля
Ответ: Б
5. Информационное обеспечение программы
Основная литература:
1. Лучевая диагностика в стоматологии : национальное руководство / гл. ред. тома А. Ю
Васильев. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 284 с. : ил., табл. – (Национальные руководства по
лучевой диагностике и терапии) (Библиотека, ЭБС Консультант студента)
2.Инструкции по использованию программы, представляющей медицинскую визуальную
информацию, которая создается медицинскими сканерами Sirona.
http://moodle.szgmu.ru/course/view.php?id=43
Дополнительная литература:
1. С.А. Попов Е.Е. Статовская Краткие исторические сведения о создании артикуляторов и
теоретическое обоснование их конструкционных особенностей. Учебное пособие.-
СПб.:Издательство «Человек» 2013.-63 с.
2. Е.Е. Статовская Основные особенности функциональной анатомии височнонижнечелюстного сустава: Учебное пособие. – СПб.: Издательство СЗГМУим. И.И. Мечникова, 2015. – 52 с.
3. Н.П. Петрова, М.И. Чернобровкина, Е.Е. Статовская Применение функциональных
корректоров в практике врача-ортодонта: Учебное пособие. – СПб.: Издательство СЗГМУим.
И.И. Мечникова, 2015. – 34 с.
4. Е.Е. Статовская Окклюзионные концепции диагностики и стоматологического лечения
Учебное пособие.-СПб.: Издательство СЗГМУ им. И.И.Мечникова 2013.-62 с.
5. Манфредини Д. Височно-нижнечелюстные расстройства. Современные концепции
диагностики и лечения Москва, СПб, Киев, Алматы, Вильнюс: Издательство «Азбука», 2013.-500с
6. Джон Е. Апледжер и Ян. Д.Вредвугд, Краниосакральная терапия
7. Чикуров Ю.В., Краниосакральная терапия
8. Торстон Лием, Практика краниосакральной терапии
Базы данных, информационно-справочные системы:
1) MOODLE
2) http://www.google.ru;
3) http://www.rambler.ru;
4) http://www.yandex.ru / Поисковые системы Google, Rambler, Yandex
5) http:// www.ru.wikipedia.org;
6) http://www.wikipedia.org / Свободная энциклопедия интернета.
7) http:// www.multitran.ru / Мультимедийный словарь перевода слов онлайн
(английский, немецкий, французский, испанский, итальянский, африкаанс и др.языки).
8) http://www.sciencedirect.com / Издательство «Elsiver»
9) http://www.med.ru/ Русский медицинский сервер
10) http://www.medmir.com/ Обзоры мировых медицинских журналов на русском языке
11) http://www.scopus.com/home.url / База данных рефератов и цитирования Scopus
12) http://www.ebm–guidelines.сom / Руководства по медицине
13) http://www.guidelines.gow / Международные руководства по медицине
14) http://www.ncbi.nlm.nih.gov/sites/entrez/ PubMed Всемирная база данных статей в медицинских журналах
15) http://www.iarc.fr / Издательство Всемирной организации здравоохранения
16) http://www.who.int / Всемирная организация здравоохранения
17) http://www.springer.com / Издательство «Springer»
18) http://www.e-stomatology.ru/kalendar/2016/medkarta.php
19) http://www.e-stomatology.ru/director/protokols/
Recent Comments